Как вы понимаете, Concorso d’Eleganza – это конкурс элегантности. Или, по-нашему, конкурс красоты. Продолжаем урок итальянского. Villa d’Este… Так называется гостиница в одном чудном курортном местечке на севере Италии. Впрочем, для многих европейцев это великолепное четырехэтажное здание с мансардой, выходящее на берег живописнейшего озера, — маленькое государство со своими правилами и законами, со своим стилем и распорядком жизни, со своей уходящей в средние века историей. 50 минут на машине из аэропорта в Милане, 25 – из швейцарского Лугано…
Villa d’Este – до середины XVI века здесь жили только монахи да рыбаки. В 1568 хозяином этих мест стал кардинал Толомео Галлио Комский. В своих владениях он построил загородный дом Garrovo в архитектурном стиле позднего Ренессанса (архитектор — Пелегрино Пелегрини). После него владельцами Garrovo были: знаменитая балерина, один из наполеоновских генералов, особы королевских кровей и вельможи разного ранга и положения в обществе. Своим названием Villa d’Este обязана принцессе Уэльской Каролине Брауншвейгской. В честь будущей королевы Англии на территории поместья было построено еще одно здание, сегодня известное как «павильон королевы». Впрочем, оно могло быть так названо и в честь Софии Доротеи Августы Луизы, в православии Марии Федоровны, супруги российского императора Павла I, посещавшей эти одаренные богом места.
В 1873 году Villa d’Este превратилась в гостиничный комплекс. Таким он остается и поныне (действует с ранней весны до поздней осени). Как утверждают (нет оснований этому не верить) путеводители по Северной Италии, Villa d’Este сегодня – это один из самых известных и почитаемых в Европе летних курортов, предлагающих своим гостям наивысший стандарт гостеприимства.
Сады, бассейны, внутренние дворики, шикарный ресторан Verandah с видом на озеро, теннисные корты, парк площадью в 25 акров – роскошь, пышность, великолепие, которые закладывались в этот дворцово-парковый ансамбль в XVI веке, остаются в неприкосновенности и в наши дни, привлекая на берега озера Комо многочисленных туристов. Первым из них по преданиям был римский император Гай Юлий Цезарь, основавший на узких берегах озера Лариус (старое римское название Комо) несколько поселений. В его водах омывали свои ноги Плиний Старший, автор 37-томной Естественной истории, где-то поблизости Ференц Лист писал симфонию к Божественной комедии Данте, а Беллини — свою знаменитую Норму. Сегодня здесь зажигаю я. Смотрю на поросшие густой растительностью холмы на противоположном берегу (протяженность озера Комо – 45 км, его ширина не превышает 3 км) стучу указательным пальцем правой руки по клавиатуре ноутбука и деру глотку, пытаясь перекричать шум винтов небесной машины очередного «богатенького буратинЫ», прибывшего в Черноббио на собственном вертолете. «А мой друг лучше всех играет блюз», — я «включаю» громкость своих голосовых связок на максимум, вызывая неудовольствие со стороны то ли личного секретаря, то ли служащего гостиницы, встречающего очередного VIP-постояльца.
Мне позволяется не одевать на выход дорогой костюм от Brioni за 3000 евро, пошитый в Москве настоящим итальянским портным Энцо Корбо, не пользоваться французским парфюмом и аристократичными манерами. Я не являюсь завсегдатаем «кардинальского корпуса», приехавшим в Черноббио на выходные любоваться искусством стрижки декоративных деревьев или вдыхать божественный аромат цветущих в апреле азалий, камелий, рододендронов, роз и жасмина (впрочем, кто мне это запретит). Я не владею яхтой, курсирующей вдоль озера Комо от Villa del Balbianello до Villa Carlotta. Я не Урс Пауль Рамзайер, главный распорядитель того самого «Конкурса элегантности и красоты», о котором говорилось в самом начале. Наконец, я не являюсь счастливым владельцем ни одного из великолепных автомобилей, прибывших в Villa d’Esta на 76-й по счету фестиваль ретро-машин. Именно они собирают на живописном курорте на севере Италии многочисленную рать журналистов, желающих познакомить читателей своих журналов и газет с самым, пожалуй, престижным в Европе смотром-конкурсом классических автомобилей.
Их больше сотни. Начищенные до блеска, стоящие на парковке, на дорожках парка, на газонах – два ясных апрельских дня они здесь главные герои и постояльцы Villa d’Este (а мы — так, зеваки, заехавшие «на огонек», чтобы поглазеть на мировых звезд). Ранним воскресным утром весь автопарк паркуется на территории Villa Erba, где за 8 евро его может увидеть каждый желающий: рассмотреть в непосредственной близости и «пощупать» своими руками. Прокатиться, вряд ли, из-за дикой скученности на небольшом участке людей и машин. У истинных знатоков и ценителей старинных автомобилей, похоже, есть какая-то своя, известная только им, система классификации участников. Они лениво обходят стороной одних и несутся галопом к другим, щелкая затворами фотокамер и о чем-то оживленно беседуя с владельцами. Я следую их примеру, поднимаю к небу глаза и выражаю восторги по поводу Ballot Torpedo Sport Lagache-Glaszmann 1924 года выпуска, хотя вижу и слышу о этой машине впервые в жизни. Я бы с удовольствием делал бы это у каждого из 108-ми выставленных на конкурс автомобилей. Мне (какое невежество) все они нравятся одинаково. Я в восторге от каждого. Все они великолепны и стоят бешеных «бабок». Но времени, отведенного нам на знакомство с участниками, не хватает катастрофически. Это потом, накачавшись рубиновым кьянти из пузатого бокала, я буду до хрипоты доказывать местным журналюгам (и, что интересно, докажу), что «Марцемино Конти д’Арко» – это казино на площади Калинина в Санкт-Петербурге. А пока бег трусцой от одного экспоната до другого, короткое ознакомление со списком участников и очередное: «О-о-о! C’est le Rolls-Royce Phantom I Piccadilly Roadster. Magnifique et admirable!». Почему по-французски? Просто итальянского и немецкого я не знаю, а английский в этом «европейском дворянском гнезде» как-то «не катит».
В этом году в Villa d’Este славят 75-ю годовщину компании S.A. Carrozzeria Pinin Farina, более известной современникам как Pininfarina. «О-о-о! 1955 Alfa Romeo Giulietta Spider». И, как всегда, BMW, выступающую в качестве главного спонсора мероприятия. Шоу-стоппер этой компании — 1955 BMW 507, машина, разработанная Альбрехтом Граф Гертцем. О-о-о!
В плане мероприятий Concorso d’Eleganza награждение лучших представителей ретро-автомобилизма. На сотню конкурсантов администрация распределяет около десяти призов от жюри, от прессы, есть приз зрительских симпатий и еще несколько, учрежденных различными компаниями и организациями. По мнению авторитетного жюри, состоящего из высших чиновников автомобильных федераций и клубов Италии, представителей местной администрации, известных дизайнеров, победителем 2005 Concorso d’Eleganza была признана Alfa Romeo Canguro Coupe Bertone, построенная в 1964 году и доставленная в Черноббио неким Широ Козака. «Альфа» — концепт-кар, разработанный в Bertone для презентации на Парижском автосалоне 1964 года. Ему же достался приз «Trofeo Corrado Millanta» от прессы. Зрительские симпатии распределились в пользу Ferrari (ну как же, для итальянской публики лучше Ferrari могут быть только Ferrari, которыми еще не управлял). Победила Ferrari 212 Export Spider Vignale, построенная в 1951 году. Уже упомянутый выше Rolls-Royce Phantom I образца 1927 года получил приз компании… Rolls-Royce за самый элегантный кузов, а BMW 507 Roadster 1957 года – за наиболее сохранившийся.
Приз «Tropheo Ruoteclassiche» за лучшую реставрацию ретро-кара ушел к Austin Swallow Sports Saloon MkII Coupe 1931 года выпуска. И, наконец, еще одна награда, учрежденная в память о последнем председателе конкурса в Черноббио Карло Феличе Бьянки Андерлони и отмечающая автомобиль класса «туринг» с самым элегантным дизайном, была вручена 1955 Pegaso Z 102 BT Coupe Touring.
Кроме классических в экспозиции Concorso d’Eleganza присутствовали 8 концептуальных автомобилей последних лет выпуска. Все они когда-либо уже выставлялись на крупных международных автосалонах, поэтому заострять на них внимание читателя я не стану. Скажу лишь, что лучшим из них, по мнению зрителей, был признан построенный в 2004 году Peugeot 907 Coupe.
Не понимаю я наших новых русских. Мальдивы, Теннерифе, Пхукет… Были бы у меня их деньги, я вместо садоводства на 101-м километре все лето проводил бы на берегу озера Комо. Нет, даже не так. Я бы здесь жил…
Автоидол, Автомобили и скидки
Фото: BMW